Органическая химия

шпоры распечатать

исследования национальной экономики. Таким образом, национальная экономика — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

 

.

трансформационных

ыночность, эффективность, национальную ориентированность,внешнюю открытость):

— носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);

— включают единство экономического, институционально- правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.

 

Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства.

методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или как сумму добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования

текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов. Сегодня СНС применяется более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ытой безработицы; снижение реальной заработной платы и производительности труда.

 

Типы национальных хозяйственных систем

истемообразующие

(широко известная модель социального рыночного

(известна своим дирижизмом, или государственным

(ее характерная особенность — кооператив

по

по

экономической модели,

китайскую

возможностью постоянно и адекватно реагировать

экономики. Оно не отрицает основ частной собственности,

современные экономические модели являются вариантами

такой системы — развитое гражданское общество.

 

сли микроэкономика исследует рынки определенных товаров,спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимодействие

необходим

используются термины «объект — окружение» (например, такова

Банковского и других кодексов. Взаимодействие макро- и микросистем имеет общей целью

Решение поставленных перед макро- и микроэкономикой

отдельных параметров, элементов экономики (что характерно

принципы, направления деятельности, дееспособность

условиях страны или региона. Институциональной

функционирования и развития экономики в реальном режиме.

 

кономического потенциала страны

вляются производственные мощности промышленности,сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи,

потенциала Беларуси являются:

• производственный потенциал;

• экологический потенциал.

силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями

показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления,

• валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт,

грузов и пассажиров;

сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а

страны.

 

земельного

суммарным

на

функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные,

Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны

По сравнению с 1988 г. она увеличилась на 14,8 % в

страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное

прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы

вещества минерального происхождения, используемые

содержания полезных веществ в горных породах.

 

афический и трудовой потенциалы.

Важной составной частью экономического потенциала страны

значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важнейшимипоказателями являются численность и продолжительность

возрасте останется таким, как в данный период времени.

в

общественное

на

трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые

самозанятое население.

улучшать демографическую ситуацию и совершенствовать

близкого к экономически развитым странам, характеризуемого

межгосударственных перемещений населения на основе

проделана большая работа по проведению активной демографической

правовой базы.

 

 

 

Научный и научно-технический потенциалы

структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регионам);

• финансовое обеспечение (источники финансирования, объем

выполненных научными организациями Беларуси, существенно

90 научных организаций и свыше 11 тыс.

для

активная отрасль экономики, во многом определяющая конкурентоспособность последней.

 

о к а з а т е л е й позволяет определить потенци а л ь н ую способность основных фондов производить конкурентоспособную

на долю к о т о р о й п р и х о д и т с я 3 4 , 8 % всех основных

производства на последующих этапах предусматривается обеспечить

и з у е т с я состоянием земельного фонда, основных производственных

о в ы ш а е т с я роль основных фондов

всех т о в а р о п р о и з в о д я щ и х отраслей.

 

 

оздание о б ъ е к т о в и у ч р е ж д е н и й производственной и социал ь н о й и н ф р а с т р у к т у р ы.

Основными с о с т а в л я ю щ и ми инвестиционного потенциала

строительных

здесь приход

в стране

н в е с т и ц и й я в л я ю т с я в а л о в ы е н а к о п л е н и я —

и

а с л и — производство цемента,стеновых и т е п л о и з о л я ц и о н н ы х материалов.

 

н а ц и о н а л ь н о й э к о н о м и к и имеет

о л ь з о в а н и я всех компонентов биосферы в интересах

у ш е н н ы х и л и сла-

с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и т и я Р е с п у б л и к и Беларусь

и ч е с к о й п о л и т и к и определены:

учетом глобальной э к о л о г и ч е с к о й взаимозависимости.

 

а т и т ь и х потребление. Поэтому функционирование

н а я экономика ориентируется на производство

• убывающее — наблюдается снижение объемов выпуска

а з м е р ы основного к а п и т а л а , научно-

а з в и в а ю щ а я с я э к о н о м и к а обладает большей

.

 

а з в и т и я.

и т а л , р а з в и т и е и п р и у м н о ж е н и е которого

устойчивого экономического роста;

и ресурсов;

е м конкурентоспособности производимой продукции;

я ю щ и х регулирование

н о й э к о н о м и к и в случае

о л и т и ч е с к и е ф а к т о р ы — о р г а н и з а ц и я политико-эконом

о с т а в к у определенных видов

н о й т о р г о в о - п о л и т и ч е с к и й союз (например,

а з в и т и ю .

­теринской группы» их деятельность будет более эффективна;

ш е н и я . В зависимости

и на уровне п р е д п р и я т и й и н а с е л е н н ы х пунктов.

ы устойчивого р а з в и т и я , рекомендуемые Повесткой д н я на

.

 

.

 

а с л е в ы е и отраслевые звенья, регионы,

отраслевая

о д с т в е н н о - т е х н и ч е с к им

транспорт и с в я з ь , т о р г о в лю и общественное п и т а н и е , ж и л и щ но-

Первый включает добычу ископаемых, растениеводство,

р о ч и е в и д ы д е я т е л ь н о с т и по производству товаров.

р а к т и ч е с к и во всех с т р а н а х мира, о т н о с я щ и х с я к р а з н ым

я е т свою

с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и т и я определяет главные орие

э к о н о м и ч е с к а я с т р у к т у р а , при к о т о р о й решающую роль играют

а л ь н о й э к о н о м и к е , в то ж е в р е м я входит в нее не непосредственно,

у п н ы м я в л я е т ся

а

к о м п л е к с а м и сферы производства услуг.

экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Составляющими этой отрасли являются: физическая культура, спорт, туризм.

 

Комплекс социально - культурных отраслей

омплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь.

образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и искусство, социальное обслуживание.

- система учреждений, осуществляющих образовательную деятельность: процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям; удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии; подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

Сегодня в стране функционирует свыше 9 тыс. учреждений образования. В них осуществляется обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов (пятая часть населения). В системе образования работает свыше 430 тыс. чел., из которых 220 тыс. - педагогические работники.

За последние годы значительно укрепилась материальная база системы образования. Так, если в 2009 г. введено в эксплуатацию 54 объекта образования, то уже в 2010 г. - 82, в том числе 5 республиканской собственности. Среди них: 8 общеобразовательных школ на 4969 ученических мест; 13 детских дошкольных учреждений на 1885 мест; зимний сад на территории учебного корпуса № 2 Брестского государственного университета; учебно-лабораторный корпус Барановичского государственного университета; надстройка 5, 6-го этажей и термореновация корпуса № 2 Белорусского государственного университета транспорта и др.

2010 г. и составил более 1,2 трлн. рублей. При этом вырос экспорт услуг образования: при плане 120% фактический рост - 148%. Выполнен показатель по росту сальдо внешней торговли образовательными услугами: при задании 6,6 млн. долларов США он составил 9,4 млн. долларов (почти в 1,5 раза выше).

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. За истекшую пятилетку расходы на образование возросли в 1,6 раза и составили в 2010 г. 8,5 трлн. руб., или 5,1% от ВВП.

Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Дополнительное образование осуществляется через факультативные занятия, повышение квалификации и др.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования. Его основными задачами являются:

•              формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире;

•              выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала;

•              охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основных навыков здорового образа жизни;

•              подготовка к получению основного образования на последующих этапах.

Сегодня в Республике Беларусь получение дошкольного образования обеспечивают свыше 4 тысяч учреждений, в которых обучается и воспитывается боле 370 тыс. детей.

В системе дошкольного образования Республика Беларусь укрепила лидирующие позиции среди государств — участников СНГ по охвату детей услугами дошкольного образования (более 71%). При этом процент охвата детей с 3 до 6 лет еще выше — более 93%. Сохраняется полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, что обеспечивает равные стартовые возможности для представителей всех социальных групп белорусского общества.

Развивается многофункциональная сеть дошкольных учреждений (новых форм сегодня почти 50% от общего количества).

Учебный и воспитательный процесс организуется в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования.

Управление работой детских дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Детские дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные детские дошкольные учреждения) подчинены дирекции предприятия и соответствующего ведомства. Методическое руководство работой всех детских дошкольных учреждений, подготовкой педагогических кадров, руководство образовательным и воспитательным процессом сосредоточено в министерстве образования и местных отделах. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских дошкольных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения и органы здравоохранения на местах.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

К учреждениям, обеспечивающим общее среднее образование относятся: начальная школа; базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа; гимназия; лицей; школа-интернат; санаторная школа-интернат и др.

На 1 января 2011 г. общеобразовательная школа была представлена 3654 учреждениями образования, в которых занималось 961,6 тыс. учащихся.

Республика Беларусь перешла на новое содержание среднего образования с переходом на 11-летнюю общеобразовательную школу. Повышенный уровень подготовки учащихся обеспечивается за счет гимназий (212), лицеев (29), факультативных занятий (в 2010 г. подготовлено свыше 350 программ факультативных курсов).

Оптимизируется сеть общеобразовательных учреждений. Решение по закрытию школ принимается местными исполнительными и распорядительными органами только после всестороннего изучения вопроса. В необходимых случаях организуется подвоз учащихся. За 2005-2010 гг. приобретено 713 автобусов (163 % от плана).

по всем учебным предметам для всех классов; повышение качества подготовки педагогических кадров и др.

Профессионально — техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Его обеспечивают 223 учреждения образования. Это: профессионально-технические училища; центры профессионального образования; профессиональные лицеи; высшие училища и высшие профессионально-технические колледжи.

Для реального сектора экономики за 2006—2010 гг. подготовлено более 750 тысяч специалистов, рабочих и служащих. В числе работников, занятых в отраслях экономики и социальной сферы 30% рабочих кадров - имеют профессионально-техническое образование.

Среднее специальное образование обеспечивает получение специальной теоретической и практической подготовки, развитие творческого потенциала личности, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена. В 2010 г. в числе работников, занятых в отраслях экономики и социальной сферы, 23% имели среднее специальное образование.

На 1 января 2011 г. в Республике Беларусь функционировало 214 учреждений, обеспечивающих среднее специальное образование, в которых занималось 167,6 тыс. учащихся. Его осуществляют: техникумы; колледжи; высшие колледжи; высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи.

Учреждения, обеспечивающие среднее специальное образование подчинены республиканским и местным органам управления. Наибольшее их количество находится в Министерстве образования, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве культуры и Министерстве здравоохранения.

Высшее образование направлено на подготовку национальных кадров, способных реализовать значительные по своему масштабу экономические и общественные преобразования в стране, работать в рыночной экономике.

получение высшего образования относятся: классический университет; профильный университет (академия); институт; высший колледж.

На 1 января 2011 г. в Республике Беларусь функционировало 55 учреждений, обеспечивающих высшее образование (7 академий, 33 университета, 12 институтов, 3 высших колледжа), в которых занималось 442,9 тыс. студентов.

В ближайшие годы планируется дополнительное увеличение подготовки специалистов в вузах для активно развивающейся IT-отрасли.

Первоочередными задачами в области высшего образования на 2011—2015 гг. являются:

•              оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями развития экономики;

•              придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;

•              интеграция профессионального образования, науки и производства;

•              улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;

•              повышение кадрового потенциала системы образования;

•              интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.

 

Здравоохранение

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

В 2010 г. в Республике Беларусь функционировало 660 больничных и 2182 амбулаторно-поликлинических организаций. В системе здравоохранения работает около 271 тыс. чел., из которых свыше 50 тыс. - врачи, и 122 тыс. - средний медицинский персонал. На 1000 жителей Беларуси приходится: врачей - 3,3 (в Европе - 3,5), медицинских сестер - 11 (в Европе - 8).

Удельный вес услуг здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения в общем объеме услуг ежегодно составляет немногим более 3%.

Основным источником финансирования учреждений здравоохранения является государственный бюджет.  При этом удельный вес финансирования из средств местных бюджетов составляет 85%, а из средств республиканского бюджета — 15%. Около 60% средств идет на финансирование больниц, 30% — на амбулаторно-поликлиническое звено медицины, 7% — на административные расходы, 3% - на эпидемиологические мероприятия. За истекшую пятилетку расходы на здравоохранение возросли в 1,2 раза и составили в 2010 г. 6519 млрд. руб., или 4,0% от ВВП (в странах ЕС - 7 - 9% от ВВП).

Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Оно руководит всеми подведомственными ему учреждениями здравоохранения, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

Основной задачей развития здравоохранения на ближайшую пятилетку является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

Составляющими здравоохранения являются: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санаторно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологические мероприятия; лекарственное обеспечение населения; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

- многопрофильные больницы, специализированные больницы, диспансеры, клиники, родильные дома и другие медицинские учреждения, имеющие условия для стационарного лечения людей.

Охрана здоровья матери и ребенка — это комплекс мероприятий, направленных на подготовку женщины к рождению ребенка, его рождение и воспитание. Эти мероприятия включают: консультации, профилактику, медицинское обслуживание и др.

Учитывая демографические процессы в Республике Беларусь, охрана материнства и детства являются приоритетными направлениями социальной политики государства.

Санаторно-курортное лечение в Республике Беларусь основано на использовании естественных лечебных факторов (минеральные воды, лечебные грязи, хвойные лесные массивы и др.) и обеспечивается курортами, санаториями, санаториями-профилакториями.

Оно призвано оздоровить и укрепить здоровье населения, и рассматривается как важнейшая часть системы медицинской реабилитации. В 2010 г. белорусы потратили на все виды отдыха, включая санаторно-курортное лечение, в 13,5 раза больше денег, нежели пять лет назад. Это подтверждает необходимость расширять масштабы санаторно-курортного оздоровления.

Учреждения санаторно-курортного типа подчинены министерствам, ведомствам, предприятиям, учебным заведениям и другим организациям (профсоюзным, спортивным и др.).

Санитарно-эпидемиологические мероприятия направлены на разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья населения.

Управление санитарно-эпидемиологической службой осуществляет Республиканский центр гигиены и эпидемиологии и его региональные подразделения — областные, районные, городские. В связи с массовым распространением ВИЧ-инфекици и необходимостью борьбы с ней, в Республике Беларусь создан Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИдом.

Лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь осуществляется Белорусским республиканским производственным объединением «Фармация», сетью государственных и частных аптек и аптечных пунктов. Все они работают в увязке с заготовителями лекарственного сырья, его переработчиками и расфасовщиками.

в 2011—2015 гг. необходимо:

- расширить использование в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий;

- шире внедрять новые эффективные методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок;

- увеличить экспорт медицинских услуг;

- увеличить инвестиции в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг;

- укомплектовать медицинскими кадрами первичное звено, повысить уровень укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100%.

 

Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт - самостоятельная отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений.

Физическая культура и спорт являются важнейшим средством всестороннего гармоничного развития человека, помогают ему восстанавливать и пополнять свои физические и духовные силы.

На сегодняшний день функционируют свыше 22 тыс. спортивных сооружений, в том числе 241 стадион, 42 манежа, 14 спортивных сооружений с искусственным льдом, 239 плавательных бассейнов, 6,3 тыс. спортивных залов, 708 мини-бассейнов, 11,8 тыс. плоскостных спортивных сооружений. При республиканских органах государственного управления, профсоюзах работников различных отраслей создано 27 отраслевых физкультурно-спортивных клубов.

Расходы на физическую культуру и спорт по консолидированному бюджету в 2010 г. составили 510,5 млрд. рублей, на 2011 г. предусмотрено 685,5 млрд. рублей, или 0,3 процента от ВВП.

Управление физической культурой, спортом и туризмом в Республике Беларусь осуществляет Министерство спорта и туризма, которое имеет свои управления при облисполкомах и Мингорисполкоме и отделы в городских (районных) исполкомах.

Составляющими этой отрасли являются: физическая культура, спорт, туризм.

:

, призванную формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки человека. Она входит в систему общего образования и воспитания и реализуется через сеть учебных заведений;

•              спортивную, обеспечивающую подготовку спортсменов к соревнованиям и участие в них. Реализуется через сеть спортивных организаций и клубов;

, используемую для выработки умений и навыков, обеспечивающих выполнение профессиональных обязанностей (артист цирка, космонавт и др.);

, используемую как средство лечения болезней и восстановления функций организма;

, используемую как вид развлечений (аэробика, шейпинг, спортивные танцы и др.).

здоровье человека, но и дает возможность ему самореализоваться в плане физических возможностей (спорт высших достижений).

любительский и профессиональный. Первый может быть массовым, резервным (отбора юных спортсменов) и высших достижений. Профессиональный спорт может быть только высших достижений, ибо здесь спортсмен определенным видом спорта зарабатывает себе на жизнь.

Туризм сегодня — это крупная межотраслевая система, которая не только обеспечивает отдых и оздоровление людей, но и является существенным источником доходов государственного бюджета.

Туристическую деятельность на территории Республики Беларусь осуществляют более 600 субъектов хозяйствования, в них работают свыше 7 тыс. человек. На сегодняшний день субъектами туристической деятельности проводится 336 туристско-экскурсионных маршрутов по территории страны. Создано 79 новых разноплановых тематических экскурсий и туров, ориентированных на разные социальные группы.

Объем платных туристических и экскурсионных услуг субъектами туристической деятельности за 2010 г. составил 468,7 млрд. белорусских рублей, а объем их экспорта -146,7 млн. долларов.

Управление туристической отраслью осуществляет Департамент по туризму Министерства спорта и туризма республики Беларусь.

то же время мировой опыт свидетельствует, что только расходы на туризм, как высокодоходной отрасли мирового хозяйства, составляют 12% мирового валового продукта.

в Республике Беларусь на 2011—2015 годы запланированы средства в размере 2,33 млрд. рублей (рост в 1,56 раза).

Основными задачами ее реализации должны стать:

- преодоление отрицательного сальдо в торговле туристскими услугами;

- формирование привлекательного имиджа Республики Беларусь как страны, благоприятной для туризма;

- развитие туристской инфраструктуры, поиск новых целевых туристских рынков, проведение структурных преобразований хозяйственного механизма отрасли и системы управления;

- разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в том числе экологического, сельского, этнического, охотничьего, транзитного;

- переход на мировые стандарты качества туристских услуг, внедрение современных технологий развития туризма.

 

 являются составной частью государственной идеологии, основой духовного развития общества, хранилищем интеллектуальных и духовных сил народа, гарантом сохранения его морального здоровья.

человека, они прямо или косвенно влияют на развитие всех сфер жизни общества: производственную, религиозную, семейную и др. Культура и искусство, не имея языковых и других преград для общения людей, способствуют сближению разных народов. 20-летний юбилей фестиваля искусств в Витебске «Славянский базар», проходивший в июле 2011 г., - яркое тому подтверждение.

и ее ядро сохранилось по сегодняшний день. Это библиотеки, клубные учреждения, музеи, театры, цирки и др. На сегодняшний день в нашей стране их насчитывается: публичных библиотек - 3865, клубных учреждений -3733, киноустановок - 1212, музеев — 158, профессиональных театров - 27, зоологических парков - 5, концертных организаций — 16.

, Национального Большого театра оперы и балета и других.

Совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту «Августовский канал — творение человека и природы» для предоставления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы и по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности.

рай)исполкомах.

 

 — это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оно основывается на принципах адресности; гуманизма; социальной справедливости; социального равенства; доступности; добровольности; конфиденциальности; общей профилактической направленности.

Для характеристики социального обслуживания законом республики Беларусь «О социальном обслуживании» введены термины:

- трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.) и сложная для его самостоятельного разрешения;

жилья, лиц, пострадавших от физического насилия или психического воздействия, стихийных бедствий, катастроф и т.п.;

- социально-реабилитационные услуги — помощь в медицинской, профессиональной, трудовой, психологической, педагогической реабилитации и адаптации граждан и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- консультативно-информационные услуги — предоставление информации гражданам об их праве на социальную помощь, о формах и условиях ее получения, а также о социальных институтах и специалистах, способных наиболее эффективно помочь в решении проблемы;

- социальный работник — специалист, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую требованиям и характеру выполняемой им работы, и склонный по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Различные виды социального обслуживания условно объединяют в три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

Социальный уход - это повседневная деятельность социальных работников по удовлетворению первичных потребностей людей, не способных это делать самостоятельно.

. выше.

Основными целями социального обслуживания являются:

- оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

-              прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;

-              активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Главным звеном в управлении социальным обслуживанием является Министерство труда и социальной защиты. В каждом административном районе созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.

многодетных и неполных семей - 182,5 тыс.; семей, воспитывающих детей- ^ инвалидов, - более 21,8 тыс.; граждан, освободившихся из мест лишения свободы, — около 6,4 тыс. человек).

Растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.). На 1 апреля 2011 г. на дому обслуживалось 85,4 тыс. человек (по состоянию на 1 апреля 2010 г. — 82,7 тыс. человек). При этом следует отметить, что организация социального обслуживания на дому позволила несколько снизить очередность на поселение в дома-интернаты общего типа.

Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. На 1 апреля 2011 г. функционировало 54 отделения на 1964 места. Организована работа 57 бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.

, включены услуги по оказанию психологической помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам, а также пересмотрены нормы и нормативы обеспеченности указанных граждан услугами по психологической помощи.

Финансирование системы социального обслуживания осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, специальных фондов, средств, получаемых от оплаты за предоставление социальных услуг, а также передаваемых в качестве благотворительной помощи. Оно может осуществляться и за счет средств юридических лиц и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Приоритетным направлением развития системы социального обслуживания на 2011—2015 гг. является улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

­ной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

Рыночные институты и рынок факторов производства.

.

включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования, что является предметом дальнейших реформ.

Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов

Производственным кооперативом (артелью) является коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного годового дохода в произвтвенном кооперативе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное предпринимательство

 

ам по себе механизм функционирования рынка содержит в себе регулирующие элементы, такие как соотношение заработной платы населения и ценовая политика относительно товаров массового потребления. Это позволяет поддерживать уровень трудовой занятости населения и обеспечивает его способность выступать потребителями товаров.

форм собственности, суть которых известна. Меньше известно о государственной собственности, которая достаточно развита в ведущих европейских странах, таких как Англия, Германия, Франция, Австрия.

чтобы любая структурная, составляющая в системе, функционировала удовлетворительно, необходимо вмешательство государственных структур. Во все времена государство, помимо законодательных, оборонительных и судебных функций, еще играло важную роль в экономической сфере. Контроль государства над экономикой страны зародился еще в период возникновения самых ранних государственных образований и значительно развился в европейских странах в начале периода средневековья. Каждая отдельная экономическая отрасль в разной степени подвержена государственному контролю и регулированию.

. При государственном развитии предпринимательства, обеспечиваются:

1) Социальные выплаты населению (зарплаты, льготы, пенсии, пособия, премии).2) Инвестирование в стратегически важные объекты.

3) Создание новых рабочих мест.4) Создание новых промышленных объектов.\ 5) Инвестирование в развитие науки и техники.

6) Изготовление товаров государственной монополии.7) Сооружение очистительных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательство и малый бизнес.

Региональная структура характеризует территориальные пропорции размещения народного хозяйства и отдельных его отраслей, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и условий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на их территории

особствует решению важнейших проблем, имеющих государственное значение: научно-технических, экономических, социальных, экологических и др. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели.

экономическая политика государства и ее виды.

Экологическая политика направлена ​​на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создание безопасных условий жизни граждан.

 

­пов инфляции.

­ций в мировой экономике в целом и в странах-партнерах.

­ют по следующим признакам:

: конечные (общеэкономические); промежуточные (монетарные); тактические (операционные).

­ния).

­лее полное удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния. В этой связи в качестве конечных целей денежно-кредитной политики выделяют:

·рост производства товаров и услуг;

·обеспечение занятости населения;

­ны;

.

­люты в страну; ухудшении сальдо текущего счета платежного баланса; достаточности золотовалютных резервов;

­туации.

 страны. Динамика международных резервных активов Республики Беларусь будет определяться преимущественно состоянием внешней торговли и в целом платежным балансом, а также объемами рефинансирования государством обязательств в иностранной валюте.

каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса).

в худшем варианте фактических или прогнозных параметров социально-экономического развития страны от количественных параметров пороговых значений экономической безопасности. Такое отклонение свидетельствует о наступлении угроз экономической безопасности и необходимости принять меры по их предотвращению.

целенаправленную постоянную деятельность институтов государства.

еры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Республики Беларусь, разрабатываются во всех прогнозах и программах социально-экономического развития страны и являются важнейшей составной частью мероприятий по их реализации.Главным фактором обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

В настоящее время нац. экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Объективные предпосылки для более тесной интеграции усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

оздание общего экономического пространства Союзного государства позволит:

повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;

я устойчивого экономического роста;

обеспечить выход на мировые рынки с новой конкурентоспособной продукцией высокого качества и новейшего технического уровня;

увеличить выпуск продукции с учетом роста платежеспособного спроса на внутренних рынках;

обеспечить эффективное использование природных ресурсов;

елью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов.

ажную роль в экономической интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество.Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;

налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;

рактически не решается вопрос о создании равных условий субъектам хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г. (в части паритетных цен на энергоносители, а также в части доступа белорусских товаров на российские рынки).

Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо:

проводить согласованную макроэкономическую политику, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную;

синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику;

гармонизировать и унифицировать законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;

сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда;

объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи;

разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение;

развивать торгово-экономические отношения и межрегиональное сотрудничество.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

50 − 45 =