Маркетинг

Экзамен билеты ИЗФ

Экзаменационные вопросы по курсу «История зарубежной философии» (античность и средние века)

 

Философия в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм.

традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.

 предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

 служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).

 был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

философия

 н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-Вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

.

 

 

 

Философия в Древней Индии: основные школы.

 и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

ведический период (1500—500 гг. до н. э.),

классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

период послеклассический, или индуистский (с 1000).

 

материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская.

), а другая - уттра-мимансы (или джняна-мимансы).

 

Почему философия стала возможной в Греции? Каковы признаки греческой философии? Проблема происхождения философии из мифологии («от мифа к логосу»).

еще до зарождения философии. Назначение: представление опыта взаимосвязи вещей в качестве непосредственно данного и очевидного.

веры.

Миф служит регулятором общественных отношений. Отношений между вещами и отношений между людьми.

одушевлено в меньшей или большей степени. Вся греческая философия оказывается построенной вокруг человека.

Первые греческие философы выступали как критики мифологии.

Гомер писал, что все поступки людей продиктованы сверху, то есть на все воля богов, у Гесиода содержится подробное описание тартара.

Каждый был известен своими гномами или изречениями.

связанное с именем Орфея. Орфизм – это принципиально новая схема верования, которая заключаась в полном переосмыслении человеческого существования.

1 кроме человека есть еще его душа

2 душа бессмертна

на перерождения и таким образом искупает свои грехи

4 орфическая жизнь направлена на прекращение перерождений и освобождение души

не было нерушимой догматики, что способствовало спокойному развитию споров, и как результат философии в целом.

абстрагируется.

остаточность и неполноценность, как результат, перестают выполнять свою мировоззренческую функцию.

 

Что подразумевает понятие «досократической философии»? Каковы ее основные представители? Охарактеризуйте основные понятия досократической философии: «природа», «логос», «космос» и др.

 

Сократа

, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.

• Фалес Милетский

• Анаксимандр

• Анаксимен

• Гераклит Эфесский

• Диоген Аполлонийский

• Ксенофан

• Пифагор Самосский

• Парменид из Элеи

• Эмпедокл из Агригента

• Анаксагор из Клазомен

• Левкипп

• Демокрит

• Кратил

ксенофан, зенон, парменид) и атомисты (левкипп и демокрит)

Вне школ - Гераклит и Анаксагор, Эмпедокл.

– представление развития мира в динамике.

Коренная проблема нахождение первоосновы сущего, чего-то неизменного, устойчивого, что служит источником, субстратом всех вещей.

– естество характерная внутренняя сущность вещей, порождающий принцип их бытия.

истина постигаемая зрением и слухом.

 

«Ионийская» и «италийская» ветви досократической философии.

(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

 

ифагореизм и его последователи, эллейская школа)

  При многих различиях в учениях милетских мыслителей, в их ключевых идеях есть немало сходного, что и позволяет рассматривать их как единую философскую школу. Основные моменты, характерные для мысли милетцев, таковы:

2. Представление о том, что в основе всего многообразия мира лежит единое бытие.

3. Мироздание – внутренне упорядоченный, целостный космос – представляет собой единый живой организм.

Единого.

В русле этой установки милетская мысль создает две концепции возникновения:

разнокачественных начал (Анаксимандр);

б) возникновение путем сгущения и разрежения исходной субстанции (Анаксимен).

В понимание бытия милетцы ввели несколько важных установок (принципов), значение которых выходит за пределы отдельного учения: они стали общим достоянием античной мысли и в той или иной форме воспроизводятся в последующих философских системах. Это:

едины. Душа – бессмертна, то есть является наиболее емким и непосредственным воплощением Жизни (Фалес).

7. Принцип универсального вселенского закона. Все существующее подчинено закону справедливого воздаяния. (Анаксимандр).

 

до нашей эры)

..

,и не ставила проблем бытия и небытия, также познания.

Единая наука космогонии и физики, географии, астрономии, Описывает и объединяет космос в его динамическом развитии. Фундаментальный закон сохранения отрицания возникновения уничтожения, как антропоморфных категорий, вырабатывается первая научная терминология. Отменяется мифологизированная картина мира.

 

2. Представление о том, что в основе всего многообразия мира лежит единое бытие.

3. Мироздание – внутренне упорядоченный, целостный космос – представляет собой единый живой организм.

Единого.

В русле этой установки милетская мысль создает две концепции возникновения:

разнокачественных начал (Анаксимандр);

возникновение путем сгущения и разрежения исходной субстанции (Анаксимен).

В понимание бытия милетцы ввели несколько важных установок (принципов), значение которых выходит за пределы отдельного учения: они стали общим достоянием античной мысли и в той или иной форме воспроизводятся в последующих философских системах. Это:

Фалес).

Анаксимандр).

Анаксимандр).

Философия Гераклита: учение о логосе в целом, космология и психология.

Логос тоже имеет огневидную природу. Первоначало – огонь, При угасании космический огонь переход наполовину в землю, наполовину в преестер.

Душа тоже имеет огневидную природу и воздух. Душа – часть логоса. Душа влажная, но по мере того, как становится мудрее, она высыхает.

состояло из трех разделов: «О Вселенной», «О государстве», «О богословии». До нашего времени сохранилось около сотни фрагментов-цитат.

существует один общий мир. Человеческие понятия относительны, пока человек находится в их окружении, но проникая в логос, можно познать истину.

превращений – логос, закономерность развития – Космос сгорает в огне, цикличность - чтобы он был вечен. Мир – становление. Всем правит борьба, т.о. Гераклит – родоначальник диалектики. Борьба все пронизывает, из борьбы противоположных сил рождается гармония, тайная гармония, которая лучше явной (пифагорейской). Расхождение истины и мнений.

 

 

Пифагорейская школа: основатель, характер союза, «акусматики» и «математики».

выражение предела – шар, арифметическое – единица, поэтому по мнению пифагорейцев космос – один и сферичен, при этом он находится в полнейшей пустоте. Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями. Задача философа раскрыть эти отношения.

ление душ, говорили, что человек обладает способностью припоминания, или анамнесиса своих прошлых жизней.

– слушателей. Религиозные и ритуальные стороны учения.

матем, арифйметики, гармоники.

Пифагорейское учение о числе.

 

следовательно, и гармонии, здоровья, разумности.

Основная философская направленность Пифагора состояла в

 

философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.

 

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

 

Здесь нужно упомянуть о главном пифагорском символе - пифагорская звезда, которая образована диагоналями правильного пятиугольника.

 

Поразительным является и еще одно обстоятельство. Именно звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой природе (вспомним цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т.д.) и принципиально не возможен в кристаллических решетках неживой природы. Симметрию пятого порядка называют симметрией жизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристаллизации, против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы выбирают в качестве символа здоровья и жизни.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией.

 

к числу отдельных математическиз разработок пифагорейцев относится,

ория пропорций, арифметическая, геометрическая, гармоническая.

. А именно: сумма четных чисел будет четной, сумма четного количества нечетных чисел будет четной, сумма нечетного количества нечетных чисел будет нечетной. Четное число минус четное число будет четное число, четное число минус нечетное число есть нечетное число.

.

Открытие иррациональности

Доказательство целого ряда теорем известных как теоремы пифагора.

Построение пяти правильных многоугольников

 

(Парменид, Зенон Элейский, Мелисс).

нет и не может быть никакой пустоты, он объемлет абсолютно все.

до нашей эры.

и не есть. Есть – это то, что не может не быть, то есть бытие сущее. Не есть – это то, что необходимо не может не быть, то есть не бытие не сущее. Мыслить можно только бытие, помыслить небытие нельзя.

Учение Парменида о бытии. «Два пути», шесть признаков бытия.

помыслить нельзя. Перечисляет 6 основных признаков бытия

Оно не возникло,

оно целокупно, то есть не может состоять из частей,

Оно единородно, что нужно понимать в смысле его единственности,

Оно неподвижно, буквально бездорожно, атремес

шенно

так как со всех сторон похоже на идеальный со всех сторон завершенный шар.

Вселенная абсолютно круглый со всех сторон завершенный шар.

ясная картина мира. У него было два начала горячее – огонь и холодное – земля.

Апории Зенона (разбор одной из 4-х «апорий движения»).

до нашей эры).

Основывается на делении, но не пополам)

Философия атомистов.

идеальными.

атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

отпечатки вещей, которые только потом происходит понимание вещи. Душа при этом смертна.

Философия Эмпедокла.

 

построений.

в то время как планеты свободно парят. Воды морей находились в глубине земли и во время вращения были выгнаны на ружу.

 

Философия Анаксагора.

н. э.

бога. Солнце, луна и другие небесные объекты это только лишь раскаленные объекты. Предметы действительно обладают такими качествами, которыми их наделило чувство.

 

Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач.

 

Первоначально обозначало человека авторитетного в различных вопросах.

Классическая эпоха называет политика ритором. Начало формирование персоналии в соответствии с греческим словом логос. Этический план отходит на второй план по сравнению с интеллектуальным. Этим и объясняется возникновение воспитательных задач. Возможно воспитание арете. (доброкачественность, доблесть).

есть несколько способов воспитания арете. Протагор говорил, что недостаточно просто изучать грамматики, риторику, нужно также заниматься музыкой и поэзией.

же предмете с разных сторон.

Сократический поворот в философии. Методы Сократа: диалектика, ирония, майевтика. «Апология Сократа».

н.э.

ибо каждому в равной мере дана способность к мудрости

Сократ не был противником демократии, только извращенных ее форм..

(от условного к безусловному)

при помощи которого Сократ стремился показать несостоятельность рассуждений противника, при этом приводя слабые стороны.

Философско – эстетическая категория, которая отмечающая момент диалектического выявления.

к смерти по ложному обвинению в растлении молодежи.

».

несколько путешествий в сицилию по приглашению тирана Сиракуз Дионисия Младшего.

Софиста, Политика, Седьмое письмо.

Исключительное место в философии определяется тем, что он мудрец и в то же время уже профессионально начал заниматься философией. Его диалоги не содержат законченной философской системы.

arete

Арете нельзя научиться, ему нельзя научить оно дается только от природы и только по божественной воле.

философов правителей, воинов и производителей. Главная арете – справедливость, должным образом уравновешивает три начала в человеке.

является высшим благом, составляющая цель человеческой жизни, ибо только она дает счастье.

справедливость и сам человек.

        человеческие).

В таком сближении и даже отождествлении знаний и поступков в нравственной сфере заключается своеобразие позиции Сократа, из-за чего эту позицию часто называют этическим рационализмом.

 

можно упомянуть миф о пещере)только философ может получить наиболее истинные знания, освободиться от чувственного мира. Пещера чувственный мир.

которой мы познаем вещи становления, вещи чувственные. Такие вещи не могут быть познаны логически. Уподобление это восприятие как бы отражения истины. Это самое ненадежное знание.

Диалектика – движение мышления в чистых понятиях. Начинается с видов и движется к родам. Непосредственное созерцание не может привести к истинному знанию, нужно обязательно исследовать истину логически.

1 предположение самого ненадежного основания на сегодняшний день

2 перейти к тому, чтобы перечислить все наши ощущения связаннее с этим

3 перейти от менее убедительных аргументов к более убедительным, только так возможно достигнуть истинного знания.

сама по себе как идея.

в потусторонней жизни. С помощью наводящих вопросов Сократ демонстрирует, что раб знает геометрию, хотя и не изучал её. Таким образом, он припоминает то, что знал в прошлой жизни.

не смогли преподать добродетель своим сыновям. Посему добродетель является знаком божественного удела.

 

 

«Федр»: трехчастная структура души, умопостигаемый космос.

котором прибывает истинно-сущее. Лишь только лучшие души способны узреть частичку истинно – сущего.

достоверных знаний мы получить не можем.

он будет взирать во время творения.

«Федон» или о бессмертии души.

з этого следует, что души не умирают, они просто пребывают в аиде, а потом из них возникают живые.

душа бессмертна.

стремясь к вечному и бестелесному, она стремится к подобному себе, значит она бессмертна.

«Пир» или о философской любви.

Эрот неразрывно связан с богиней любви Афродитой, но их две — старшая (дочь Урана, называемая небесной) и младшая (дочь Дионы и Зевса, называемой пошлой). Стало быть, существует и два Эрота — небесный и пошлый, причём каждый из них наделён своими особыми свойствами.

, заботясь о своей выгоде. Они способны не только на дурное, но и на хорошее, потому что как-никак любовь эта идёт от богини, причастной по своему происхождению к мужскому и к женскому началу одновременно.

Афродита небесная, напротив, «причастна только к мужскому началу» — поэтому это любовь к юношам. Богиня «чужда преступной дерзости», и именно поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом».

другому.

Рассматривает Павсаний также проблемный для своего времени вопрос ухаживания поклонника за своим возлюблённым. И утверждает, что угождать поклоннику стоит именно тогда, когда поклонник достоин этого и когда это ведёт к нравственному совершенствованию.

Далее речь подхватить должен был Аристофан, однако из-за начавшейся икоты он просит Эриксимаха произнести свою речь.

 

 

«Государство»: устройство идеального государства, соответствие типов государства и частей души, положительные и отрицательные типы государства.

 

Ему соответствуем микромир это каждый отдельный человек, в частности его душа. Согласно платону человеческие души существуют и требуют гармоничного сочетания 3 элементов.

правители - философы

- стражи

Вожделеющее начало работники

Это дает возможность платону сделать соответствие между тремя началами души и тремя разделами граждан.

идеальное государство.

Извращенные формы государства

1. Критско-лакедемонское устройство (тимократия);-один

2. Олигархия;один

3. Демократия;много

4. Тирания;один

Оснавная мысль государства строгое подчинение законам, строгое выполнение своих функций, строгая иерархия.

 

Учение Платона об идеях. Эйдос блага.

» (αὐτὸ ἀγαθόν).

по мнению Платона благо это как то незримое дополнение, которое помогает душе познавать и искать что то при свете, а не во мраке.

 

 

Влияние предшествующих философских учений на Платона.

смог соединить, на первый взгляд, совсем не соединимые вещи.

неизменностью – этой теории подчинена идея блага у Платона.

Гераклит, который говорит, что ничего в мире не статично, что все меняется, все течет, был взят за основу материального мира, который постоянно изменяется, никогда не тождественен сам себе. Одно переходит в другое.

которые не могут быть познаны органами чувств потому как они могут быть познаны только разумом.

в котором потом найдет свое воплощение учение о действиях над понятиями. Все познаваемое имеет число.

, непознаваемым и немыслимым Единым.

сего.

 

Линии Демокрита и Платона, т.е. их философские тенденции, были противоположны. В то же время оба они были очень сложными фигурами, и учения того и другого можно рассматривать не только с точки зрения их противоположности. Платон мог заимствовать у Демокрита учение об атомах, так же как у Гераклита он заимствовал концепцию всеобщего становления, у элеатов – концепцию неподвижного Единого и у пифагорейцев – концепцию чисел. Это, конечно, не значит, что Платон эклектик. Но почти все свои основные категории он позаимствовал из прежней натурфилософии, приступив к разработке их на другой, более высокой ступени.

единичным; при этом у Сократа не было еще специального учения о бытии. Другое дело Платон.

 

 

». Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наук (по выбору).

творческие). Экзотерические учения для своей школы.

связанные с деятельностью – в которых присутствует сознательный выбор,

Этика, политика, экономика.

поэтика

Созерцательные науки ничего не производят, ничего не осуществляют, изучают сущее ради самого себя.

Теоритические науки:

которые подвижны и существуют отдельно,

2 математика имеет дело с предметом не существующим и неподвижным

3первая философия рассматривает объекты отдельно от материи.

быть только одно

Между двумя членами противоречия не может быть ничего среднего.

конкретно-научных представлений.

В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (умозаключение), устанавливает три фигуры силлогизма (умозаключения) и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.

два - законы (запрещения) противоречия и исключенного третьего. Законы же тождества и достаточного основания у Аристотеля тоже намечены в учении о научном знании, как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе.

В заключение, можно сказать, что Логика Аристотеля явила собой грандиозное проявление философской мысли. Если бы не догматизация Аристотелевской мысли в средние века, его Логика могла бы стать супер-пупер крутым двигателем, для стремительнейшего развития логики во все времена. Однако, слепое подчинение авторитету философа, привело к тому, что логика застыла в своем столетии на долгие столетия. Однако нельзя ни в коем случае умолять достижение Аристотеля – именно ему мы обязаны такому важному «органону» философии, как логике.

 

Поясните значение аристотелевских терминов «материя», «форма», «энтелехия», «энергия». Как вы понимаете выражение Аристотеля «действительность раньше возможности»?

а может не быть.

конкретную вещь. Суть бытия, в своей сути.

- то тией ейнай.

То ради чего или цель - телос

Кинезис переход из возможности к действительности.

материя переходит из состояния возможности в состояние действительности.

Энергия – действительность.

. Потому действительность идет впереди возможности.

(начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

 дерево.

может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых — потому что сущее уже существует, а во-вторых — нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия».

Акт и потенция (действительность и возможность):

 («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;

• потенция — сила, способная к такому осуществлению.

так как в действительности он мужчина.

 

 

Этическое и политическое учение Аристотеля.

По аристотелю в отличие от евдокса наслаждение не есть благо. Аристотель определяет благо как сообразную с добродетелью деятельность.

кто участвует в суде и управлении. Семья и селение предшествовали государству.

Монархия – допустима если в государстве есть человек, который привосходит всех других.

Аристократия – предпочтительнее монархии. Власть находится в руках немногих.

Полития – республика власть большинства. Тирания – отрицательно

власть меньшинства но не достойных, а богатых.

основанная на законе.

на законах.

 

трагедии.)

» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

 в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

 

Охарактеризуйте аристотелевскую критику Платона. Назовите платонические черты в философии Аристотеля.

Критика аристотелем идей платона

и они составляют единое целое. Свое учение Аристотель начинает с выяснения того, какая наука или науки должны изучать бытие. Такой наукой, которая бы, абстрагируясь от отдельных свойств бытия (например, количество, движение), могла бы познать сущность бытия, является философия. В отличие от других наук, которые изучают различные стороны, свойства бытия, философия изучает то, что определяет сущность бытия. Сущностью, считает Аристотель, является то, что лежит в основе: в одном смысле — это материя, в другом — понятие и форма, а на третьем месте — то, что состоит из материи и формы. При этом под материей подразумевается нечто неопределенное, которое “само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенно сущее”. Правда, по Аристотелю, материя принимает определенность только с помощью формы. Без формы материя выступает лишь как возможность, и только приобретая форму, она превращается в действительность.

Сущность является причиной не только реально существующего, но и будущего бытия. В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие:

- сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;

- материя и субстрат — это то, из чего все возникает;

- движущая причина, означающая принцип движения;

- достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности.

Идеи Аристотеля о познании существенным образом переплетаются с его логическим учением и диалектикой и дополняются ими. В области познания Аристотель не только признавал значение диалога, спора, дискуссии в достижении истины, но и выдвинул новые принципы и идеи о познании и, в частности, учение о знании правдоподобном и вероятностном или диалектическом, ведущем к знанию достоверному, или аподиктическому. Согласно Аристотелю, диалектике доступно вероятностное и правдоподобное знание, а истинное знание, построенное на необходимо истинных положениях, присуще только аподиктическому знанию. Разумеется, “аподиктическое” и “диалектическое” не противопоставляются друг другу, они связаны между собой.

Диалектические знания, опирающиеся на чувственное восприятие, исходящее из опыта и движущееся в области несовместимых противоположностей, дает только вероятностное знание, то есть более или менее правдоподобное мнение о предмете исследования. Чтобы придать этому знанию большую степень достоверности, следует сопоставлять различные мнения, суждения, существующие или выдвигаемые по выявлении сущности познаваемого явления. Однако, несмотря на все эти приемы, получить таким путем достоверное знание невозможно. Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который обладает необходимыми способностями для достижения истины. Эти качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно собрать факты, сконцентрировать ум на исследование сущности этих фактов и лишь тогда станет возможным истинное знание. Так как из способностей мыслить, обладая которыми, мы познаем истину, — считает Аристотель — одними всегда постигается истина, а другие ведут также к ошибкам (например, мнение и рассуждение), истину же всегда дают наука и ум, то и никакой другой род (познания), кроме ума, не является более точным, чем наука.

Вот один из примеров, показывающих, как с помощью логического анализа можно познать истину. Из двух силлогизмов: “все люди смертны” и “Сократ есть человек”, можно сделать вывод, что “Сократ смертен”.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти.

 

Учение Аристотеля о четырех причинах.

началах, усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. Ища причину вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определённом ответе на все четыре мы получаем полное понятие искомой причины, могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данному предмету.

causa materialis).

causa efficiens).

causa formalis).

causa finalis).

 

Каковы основные философские школы эпохи эллинизма. Что их объединяет?

. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

.

 

 

 

Охарактеризуйте стоическую физику, логику и этику.

, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.

высказывания:

1. Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B.

2. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.

3. A и B не могут существовать одновременно. A есть. Следовательно, В не существует.

4. Существует либо A, либо B. A существует. Следовательно, В не существует.

5. Существует либо A, либо B. В не существует. Следовательно, A существует.

Зевс — Дзенос — они производят от «дзен» («жить»)

говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске.

Физика

страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.

Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.

 стоиков находится логос.

 

провидением.

Этика

варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.

Сенека).

страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).

адиафора).

Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

 

Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.

. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

• отсутствие телесного страдания;

• невозмутимость души;

дружба.

эклектизм.

мудрость и благоразумие.

стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

физика

прежде всего заботила Эпикура. Проблема свободы в философии выступает на передний план именно тогда, когда ее степень в существующем обществе значительно уменьшается.

логика

 

. Скептики и «догматики».

.

сознания.

феноменологии.

эпохе́, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета.

Элементы аристотелизма, платонизма и неопифагореизма в неоплатонизме.

Не принимая материализм стоиков, неоплатоники переняли у них учение динамического пантеизма, по которому весь мир связан единой, живой и ожественной симпатией. Монизм и теория ступеней дали неоплатоникам возможность объяснять любую вещь, помещая ее на одну из ступеней происхождения сущего.

Проблема эманации.

 

душой, - организующий принцип чувственной вселенной, она объединяет вещи. Душа разумна, кроме того в ней есть ощущающая и производящая части, т.е. природа и естество. Т.о. она занимает промежуточное состояние между умом, к которому она стремится и ми-ром, который она оживляет и соединяет. В душе присутствуют логосы, разумные основания всего, что происходит в чувственном мире.

Потом это учение о троичности перейдет в христианское учение и найдет свое воплощение в арианской ереси, согласно которой между тремя ипостасями Бога существует субординация: Бог-Отец соотносится с Единым, Бог-Сын – с умом, а Святой Дух – с душой.

и зависит от него как от причины. Процесс создания не подчинен времени, он вечен.

 

Плотин о природе зла. Проблема субстанциальности зла.

Но что же это – абсолютное зло?

взаимному их разрушению и они, тем самым, являются помехой Душе в ее деятельности. Вовлеченные в поток изменений, они вечно бегут прочь от бытия.

Ведь под качеством мы понимаем не нечто, существующее само по себе; качество всегда есть акциденция: им определяется не оно само, но то, чему оно присуще. Таким образом, качество – это лишь привходящий признак, находящийся в чем-то другом. Материя же не существует в чем-то другом: наоборот, она сама есть тот субстрат, в котором содержатся все привходящие признаки. Поскольку же среди ее атрибутов нет такого акцидентального признака, как качество, постольку она и называется бескачественной. Действительно, если сама качественность бескачественна, как же может материя, не принявшая качественности, называться обладающей каким-либо качеством?

Таким образом, материю правильно называют началом бескачественным и злым; она есть зло не потому, что обладает таким качеством, но потому, что вообще лишена качеств; будь она хоть какой-нибудь формой, она, пожалуй, и не была бы злом, но она есть сущность, противоположная всякой форм

 

Неоплатоническое учение о душе и теле.

Душа

 составляет основу мистицизма Плотина.

атомистически, как простую множественность психических состояний).

они станут едины.

. Индивидуальные души часть универсальной души. Главный грех души пытаться себя сохранить в качестве искры. Она заключает в себя тело, чтобы не погаснуть.

Хронологические рамки и основные черты средневековой философии (греческая и латинская патристика, схоластика).

, выраженного в богословии.

Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

Выделяют римское и греческое направления патристики. Исторически традиционно проводят следующее деление:

Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.

Тертуллиан.

Александрийская философия).

Оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму.

Пелагианизм).

Изменилась цель и характерность филосфии.

. Вклад апологетов, борьба с гностицизмом, александрийская и антиохийская школы.

 

апология)

Апологеты в раннем христианстве

II веке. Произведения апологетов только частично отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников.

Тертуллиан.

Критика язычества иудаизма, мистицизма. Христианство решило выйти из замкнутости и представить себя как культурно стремящееся общество. Харнек апологетика как эманация христианства. Апологеты стремились осмыслить ящзыческую мудрость как необходимый этап в достижении истинного знания.

– убийстве.

Опорные столбы монотеизм и воскресение.

Традиции

Высокая нравственность предсказания пророков о пришествии Христа.

Говорили о традиции между ветхим и новым заветом.

Чудеса христа.

Юстиниан

присутствует с богом.

Когда бог захотел сделать мир он просто произнесе слово

отцу о святом духе он вообще не говорит. Дихотомист тело + душа.

в то время как христиане говорили, что знание можно достичь с помощью церкви.

Источниками гностицизма было

Манихейство

Некоторые элементы платонизма и пифагореизма.

Новозаветная библия и апокрифы.

Знание недоступно простым смертным.

Дуализм пришел к ним из монихейства

ветхим заветом.

эон, стоит во главе высшего, нематериального мира. Из этого же мира происходят и некоторые люди, вернее, их духовная сущность, заключённая на Земле в материальную оболочку; это, разумеется, носители Гносиса. С целью освободить их, спасти, воссоединить с высшим миром их духовное начало, является на землю Христос или иной спаситель, происшедший от истинного Бога.

Гностицизм состоит из многих систем веры, которые объединили элементы, взятые от азиатских, вавилонских, египетских, греческих и сирийских языческих религий, из астрологии, также из иудаизма и христианства.

Движение и его литература были по существу стёрты с лица земли к концу V столетия христианскими борцами с ересью и римской армией. Однако гностические верования в настоящее время испытывают возрождение во всем мире.

До середины XX века гностики были известны лишь по сочинениям отцов церкви, и прежде всего — Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита и Епифания. Однако сообщаемые ими сведения чаще всего были заимствованы из вторых рук и основаны на чужих свидетельствах, а не на сочинениях самих гностиков

 

 

и христологического догматов.

Аврелий августин разрабатывает учение о боге и трех его эпостасях.

, покой и двидение. На этой основе доказывается, что наряду тождественности лиц в боге существует и субстанциональное невнешнее различие. Три лица тождественны по бытию и реальны по эпостаси субстанционально. Троичность явилась неоплатоническая диалектика минус эманация. Признает единую истину откровение.

Троица присутствует в самой интеллектуальной структуре христологического догмата, то есть в различении Лица и природы. Троица – одна природа в трех Лицах, Христос – одно Лицо в двух природах. Хотя Божество и человечество разделены бесконечным расстоянием, лежащим между тварным и нетварным, они воссоединены в единстве одной Личности.

 omoousioV, предназначавшийся первоначально для определения внутри-Троичного единства Отца и Сына, вновь появляется в христологическом догмате, окончательно сформулированном Халкидонским Собором. Христос, с одной стороны, единосущен Отцу по Своему Божеству, с другой – единосущен нам по Своему человечеству. Итак – два единосущия, но один Единосущный, одно Лицо – истинный Бог и в то же время истинный человек. Ипостась объемлет обе природы: она остается одной из них, становясь и другой, причем ни Божество не превращается в человечество, ни человечество в Божество.

гносисе, в своей крайней аллегорической экзегезе часто лишала библейское событие его конкретной простоты, проявляя тенденцию игнорировать исторический, человеческий аспект воплощения. Эти школы дали великих богословов, но породили также и великих еретиков, когда каждая из них поддавалась характерному для нее искушению.

. Августин.

 

Боэций и проблема универсалий.

 

брошенная фраза, благодаря ученой скрупулезности и какой-то исторической интуиции Боэция, станет на многие столетия краеугольным камнем, а в определенном смысле и камнем преткновения, схоластической философии.

Аристотеля.

-- это либо постижение разумом (intellectus) существующего с последующим осмыслением его посредством рассудка (ratio), либо измышление несуществующего силой свободного воображения (imaginatio vacua).

, то они либо телесны (corporea), либо бестелесны (incorporea). Тот случай, что роды, виды и т.п. суть какого-то тела, Боэций, считая, видимо, невероятным, не рассматривает вовсе.

Ведь не мог же он не понимать, что неповторимые качества могут быть присущи не только конкретным физическим, но и конкретным психическим явлениям.

-- против их только мысленного существования.

обеспечивается его единством. Воззрение это восходит, возможно, к Пифагору; у Парменида, Платона и неоплатоников (особенно у Плотина) оно становится основой учения.

Однако ни один из этих случаев не подходит для рода, поскольку род участвует в своих видах не разными частями в каждом, а во всех целиком; и не сначала в одном, потом в другом, а сразу во всех; и не внешним образом, а так, что вместе с видовым отличием составляет сущность каждого своего вида.

-- Оккам, Гоббс и Беркли.

-- тупиковая.

-- истинные понятия, то они должны выражать то, что существует в действительности, и, следовательно, должны существовать соответствующие им и независимые от них объекты, но это уже означало бы, что универсалии существуют реально (субсистентно). Поэтому только мысленное существование универсалий в обоих случаях исключается.

мысленно, поскольку в последнем случае понятие общего оказывалось бы не соответствующим действительности. Какой же выход?

В поисках выхода Боэций обращается за помощью к знаменитому комментатору Аристотеля, философу II в. Александру Афродисийскому. Тот опирался на аристотелевскую теорию обобщения путем абстрагирования. Он, в частности, заметил, что понятие, если оно даже не выражает своего предмета в точности так, как он есть на самом деле, не всегда является пустым или ложным. <...>

множества логически возможных миров.

следовательно, вопрос о существовании сходного -- это и есть вопрос о существовании общего, т. е. вопрос о том, каким образом неповторимые индивиды имеют в себе нечто общее.

я: ибо существуют они только в единичном, а мыслятся только как общие. Но тогда возникает сомнение в отношении истинности универсалий: ведь и согласно Боэцию нельзя считать истинным понятие, которое выражает не то, что существует.

 

.

Основные проблемы.

знание

Бога

Общее и единичное (проблема универсалий)

 

европе.

Церкви понадобились образованные люди, которые легко могли занять руководящие посты.

философии изучалось богословие и медицина.

Основные представители

уильям оккам.

Бога, и что поэтому между теологией и истинной философией противоречия не может быть, а в согласии их учений — доказательство истинности обеих.

В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было всё-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга.

помощь сверхъестественного откровения.

наконец место схоластического предположения сообразности церковного учения с разумом заступает полное отделение школьной философии (аристотелевской) от христианской веры.

 

 

Феномен университета (институциональный аспект).

Основа образования 7 свободных искусств. Трехпутье + четырехпутье.

Сначало грамматика риторика диалектика.

Потом арифметика геометрия музыка астрономия.

Первые университеты превратились в логические корпорации отдельные политические силы.

Клирики университетские магистры.

но право было мягче граждансого и исключало смертную казнь.

например болонья занималась воспитание будущих юристов.

Парижский университет был главным центром изучения философии. Университеты делились на коллежи как парижский и оксфордский, и на нации как парижский и болонский.

Аристотелизм в схоластической философии.

 

Представляя собою философию религиозную, схоластика движущий нерв своего развития имела в потребностях богословской мысли, для которой философствование являлось служебным орудием. Естественно, что развитие философии шло рядом с развитием теологии; и как богословская мысль могла преуспевать в своём движении на почве уже достигнутого трудами предшествующих веков, так и философская тем большего достигает расцвета и тем более разносторонние услуги оказывает богословию, чем более делается осведомлённою в учении великих философов древности — Платона и Аристотеля, уже в патристический век признанных носителями всего доступного естественному человеческому уму знания.

Апулея: «De dogmate Platonis». Из сочинений Аристотеля были известны «Categoriae» и «De interpretatione» в латинском переводе Боэция. С логическим учением Аристотеля, кроме того, знакомили: введение Порфирия к этим сочинениям Аристотеля, тоже в переводах Боэция и Викторина, потом сочинения Марциана Капеллы, Августина, Псевдоавгустина, Кассиодора и несколько истолковательных трактатов Боэция к Аристотелю и Порфирию. Из логических сочинений Аристотеля не были известны обе «Analyticae», «Topica» и «De sophisticis elenchis», а из сочинений, касающихся других областей философии — ни одного.

последних. Причина этому заключалась в том, что за отсутствием какой-либо метафизики научное решение метафизических вопросов стали искать в области известных в то время семи школьных наук, и здесь естественно должны были остановиться на логике, или диалектике, как науке характера философского; из неё и стали извлекать метафизические принципы.

 снова восстановил древнее различие между диалектикой и метафизикой: если за диалектикой ещё оставлено на догадках построяемое решение онтологических вопросов, то все же она считалась наукой только подготовительною к познанию истины. Такого же взгляда держались Фома Аквинат и его последователи.

универсалиях, или общих понятиях. Эта трудная проблема преподносилась ещё уму Аристотеля.

Первые схоластики нашли её в переведённом Боэцием введении Порфирия, точнее — в предисловии к этому введению. Здесь Порфирий указывает три трудные вопроса, которые сам отказывается решить:

1. роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли?

2. если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны?

3. и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах?

номиналистами — те, которые учили, что лишь индивидуумы имеют реальное бытие, а роды и виды суть только субъективные обобщения сходного, делаемые при посредстве равных понятий (conceptus) и одинаковых слов.

Поскольку номинализм ударяет на субъективность понятий, при посредстве которых мы мыслим однородные объекты, он называется концептуализмом, а поскольку он ударяет на одинаковость слов, которыми по недостатку собственных имён мы обозначаем совокупность однородных объектов, — крайним номинализмом, или номинализмом в тесном смысле. Его формула — universalia post rem. Эти главные направления по вопросу об универсалиях существуют, отчасти в зародыше, отчасти в некотором развитии, уже в IX и Χ веке, но полное раскрытие, диалектическое обоснование их, взаимная полемика, а также выступление различных возможных их модификаций принадлежит последующему времени. Вопрос об универсалиях, помимо его общенаучного значения, для схоластики важен был потому ещё, что решение его стояло в тесной связи с теми или другими вероучительными положениями.

Geschichte d. Philosophie“, 1866, I, 265), — не только осуждала догматическую ересь, но вместе с тем высказалась и против метафизических принципов,… то это выходило из совершенно правильного взгляда: кто придаёт более реальности вещам, чем идеям, тот более привязан к этому миру, чем к идеальному небесному царству».

 элементы в ареопагитских сочинениях и платоновские идеи также имели значение как опорные пункты.

Онтология схоластиков в своём понимании идей изначала является самостоятельною по отношению к Аристотелю. Александр Галес отклоняет весьма определённо возражения Аристотеля против идей Платона. Сам Александр принимает четыре принципа Аристотеля, но называет принцип формы: causa exemplaris sive idealis. Альберт Великий пишет трактат «De erroribus Aristotelis»; Фома Аквинат порицает полемику Аристотеля против платоновского изыскания внутреннего смысла слов; Бонавентура говорит о египетской тьме, в которую погрузился Аристотель вследствие отрицания идей.

может сделаться многим, — которая образовала нерв индийской спекуляции и которою заняты были ещё Гераклит, Парменид и другие греческие философы. Учитель Фомы, Альберт, также трактовал об этой проблеме, но с меньшим научным успехом, чем его великий ученик.

 

 

Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

 

подчинены задачам богопознания, спасения души. Таков исходный тезис христианской философии, разделяемый всеми (независимо от их принадлежности к тому или иному направлению) мыслителями западноевропейского средневековья.

Разногласия возникали при обсуждении вопроса о том, способствует ли рациональное познание продвижению христианина по пути богопознания или же, наоборот, лишь отвлекает его от поиска спасительной истины. В западном средневековье мы можем найти два противоположных ответа на этот вопрос.

 

аверроизм: концепция двойственной истины.

Обычно теория Д.и. истолковывается узко, как касающаяся лишь взаимных отношений истин философии и теологии. При широком истолковании эта теория относится ко всем описаниям, независимо от области знания, в которой они получены.

Проблема бытия в схоластической философии.

 

.

.

универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом).

считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

а разделяет на четыре природы:

, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.

и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3.   Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

как конечная цель всех вещей.

Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Э. по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает научное познание. А. Связал тесно теологию с философией.

имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.

ризнаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.

 

 

Доказательство бытия Бога у Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.

 

Ансельм считал веру основой рационального знания.

Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).

1. Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо

2. Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.

3. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.

4. Бог как совершенство

он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о себе).

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского

выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

 

 

Философия П. Абеляра.

 

 (1119).

способность абстрагирования).

 (1140).

разумному осмыслению и

 жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств, ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравств. вины относится им только к сфере человеч. деятельности и знания.

 

Философия Фомы Аквинского.

 

к лику святых католической церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».

Августина. В рубриках «Суммы теологии» одни и те же схемы мысли накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросов – от пяти доказательств бытия бога до определения границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т.п.

какой либо потенциальности, – бог, источник всякого оформления. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий «принцип индивидуации». Во всём сущем Ф. А. вслед за Аристотелем различает «субстанцию» (сущность) и «акциденции». Онтология Ф. А., как это вообще характерно для средневековой философии, ценностно окрашена: «сущее и благое есть понятия взаимозаменимые» (Summa theologiae, II, q. 18, a. 3).

осущностном тождестве ангельской и человеческой природы, с точки зрения Ф. А., ложно. Человеческая душа – не просто «двигатель» тела, но его субстанциальная форма. Эта концепция вызвала противодействие августинистскофранцисканских оппонентов Ф. А., пока не была принята на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины католической церкви. В аверроизме Ф. А. видел ниспровержение христианской эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души. Личность для Ф. А. – «самое благородное во всей разумной природе» (там же, 1, q. 20, а. 1), интеллект – это всегда личный интеллект и постольку не абсолютное начало, но часть целого. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же – потенция сущности, так что не «интеллект мыслит», но человек мыслит «при посредстве» интеллекта. Это включение интеллекта в душевнотелесную индивидуальность и отрицание его абсолютности, вытекающее из христианских догматических предпосылок, сочетается у Ф. А. с утверждением примата интеллекта над волей. Ф. А. считает, что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога.

         Для этики Ф. А. характерно учение о «естественном законе», вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается «божественый закон», который превосходит «естественный закон», но не может ему противоречить. В трактате «О правлении государей» Ф. А. соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями и т.д. с христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете римского папы. Ф. А. с оговорками признаёт право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.

Неотомизма.

        

 

Дунс Скот об онтологическом статусе индивидов и универсалий.

 

, чрез своё действие, выпытываемое познающим. Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, и наше познание со стороны реальности своего содержания зависит от предмета, а не от субъекта; но с другой стороны, оно не может всецело зависеть от предмета, ибо в таком случае простое восприятие предмета или его присутствие в нашем сознании составляло бы уже совершенное познание, тогда как на самом деле мы видим, что совершенство познания, достигается лишь усилиями ума, обращаемыми на предмет. Наш ум не есть носитель готовых идей или пассивная tabula rasa; он есть потенция мыслимых форм (species intelligibiles), посредством которых он и преобразует единичные данные чувственного восприятия в общие познания.

поскольку их первоначально различает другой ум, именно ум божественный. Каким образом в действительном (актуальном) познании формальные свойства вещей (не исчерпываемые единичными явлениями) совпадают с соответствующими формальными идеями нашего ума, и где ручательство такого совпадения — на этот вопрос о сущности познания и о критерии истины мы не находим у Д. Скота, как и у проч. схоластиков, вразумительного ответа.

телеологическое.

Св., а единое начало обоих есть Бог Отец. Все вещи находятся в уме Божием как идеи, то есть со стороны своей познаваемости, или как предметы дознания; по такое бытие не есть настоящее или совершенное, ибо по Д. Скоту идеальность меньше реальности. Для произведения настоящей реальности к идеям ума (божественного) должна привходить свободная воля Божия, которая и есть окончательная причина всякого бытия, не допускающая дальнейшего исследования.

нибудь форма совершеннее, тем она действительнее (актуальнее), а чем она актуальнее, тем сильнее внедряется она в материю и прочнее её с собою соединяет; но формы ангела и разумной души суть совершеннейшие и актуальнейшие, и, следовательно, всецело соединяют с собою материю, а потому и не подвергаются количественному распадению, так как имеют свойство силы единящей.

же отношении между собою находятся эти два первоначала всякой реальности?

principium individuationis название haecceitas в противоположность с quidditas.

еретиком. Впрочем, и относительно веры он допускает сомнение, отрицая только сомнение побеждающее.

 и знаменует собой переход к философии Поздней схоластики, имеющей уже много общего с Возрождением. Сюда относятся:

эмпиризм, не дозволяющий выводить конкретную действительность из общих принципов;

2. его несогласие со средневековым принципом «philosophia theologiae ancilla»;

3. его реалистическое понимание субстанции вообще и духовных сущностей в особенности;

4. его представление о мире как имманентно развивающемся целом;

5. признание самостоятельности и безусловного значения за индивидуальным бытием;

6. наконец, его философски проведённое францисканское убеждение в том, что истинная жизнь не сводится к мышлению ума и что любовь выше созерцания.

Божией всякое понятие о целесообразном мировом строе и о генетическом естественном развитии вселенной?

 

Добавить комментарий

+ 82 = 88